Министерства информируют

Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления

Дата публикации: 16.04.2024, 11:08
Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления

Кто имеет право совершать нотариальные действия? 

В поселении, в котором нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). 

Сведения о должностных лицах органов местного самоуправления (далее – ОМС), уполномоченных на совершение нотариальных действий, направляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Кто может обратиться в ОМС за совершением нотариальных действий? 

Лица, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте.

Какие нотариальные действия могут совершать уполномоченные должностные лица ОМС?

Уполномоченные должностные лица ОМС вправе удостоверять: 

- доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом;

- сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- факт нахождения гражданина в живых; 

- тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

- факт нахождения гражданина в определенном месте; 

- тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; 

- время предъявления документов;

- равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; 

- равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Уполномоченные должностные лица ОМС вправе свидетельствовать: 

- верность копий документов и выписок из них; 

- подлинность подписи на документах.

Уполномоченные должностные лица ОМС также вправе принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества и выдавать дубликаты документов, выражающих содержание нотариально удостоверенных сделок.

В каких случаях должностные лица ОМС отказывают в совершении нотариального действия?

- совершение такого действия противоречит законодательству Российской Федерации; 

- действие подлежит совершению должностным лицом ОМС другого поселения, муниципального, городского округа или муниципального района (применительно к принятию мер по охране наследственного имущества) или нотариусом; 

- с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий, гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства или пребывания; 

- доверенность не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; 

- документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; 

- факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Какие нотариальные действия не могут совершать уполномоченные должностные лица ОМС?

Должностные лица ОМС не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих близких родственников (пункт 7 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.02.2020 № 16).

В каком порядке ОМС взаимодействует с Нотариальной палатой Республики Крым?

В течение 5 рабочих дней со дня удостоверения или отмене доверенности должны быть направлены ОМС, в котором работает должностное лицо, удостоверившее доверенность, в Нотариальную палату Республики Крым в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

В течение 2 рабочих дней со дня поступления таких сведений Нотариальная палата Республики Крым вносит их в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения обеспечивают хранение, комплектование, учет и использование нотариальных документов.

Все новости
Вернуться назад