Всемирный день шопинга
11 ноября – Всемирный день шопинга
Как правило, в этот день в магазинах устраивают скидки на разные товары, не остаются в стороне и интернет-магазины, в связи с объявлением «черной пятницы», соответственно увеличивается количество продаж. Однако может случиться так, что в интернет магазине, на маркет-плейсе приобретен товар ненадлежащего качества, или товар, не подошедший по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В такой ситуации необходимо разбираться индивидуально, но Законом предусмотрены общие правила, согласно которым выработан алгоритм действий при приобретении товаров в интернет-магазинах.
Продажа товаров дистанционным способом регулируется положениями статьи 26.1 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи товаров по договору купли-продажи, утверждены Постановлением Правительства РФ №2463 от 31.12.2020г., Гражданским Кодексом РФ.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»:
В соответствии с положениями статьи 26.1 Закона Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»:
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), об адресе (месте нахождения) продавца, ИНН, ОГРНИП, контактах для предъявления претензий продавца, об основных потребительских свойствах товара, о месте изготовления товара, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 Закона РФ№ 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» определена обязанность владельцев агрегаторов предоставления необходимой и достоверной информации о товарах (услугах). Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе). На владельцев агрегаторов возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. Ответственность продавца за непредставление или ненадлежащее предоставление информации о товарах, предусмотрена статьей 12 Закона «О защите прав потребителей».
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Важно также отметить, что довольно часто многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.
При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. (публичная оферта – это адресованное неопределённому кругу лиц и содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся. Лицо, совершившее необходимые действия в целях акцепта публичной оферты (например, приславшее заявку на соответствующие товары), вправе требовать от оферента исполнения договорных обязательств).
Таким образом, при размещении информации на маркет-плейсе, о товаре с указанием его цены и условий продажи у продавца возникает обязанность реализовать товар на условиях и по цене, указанной на интернет- площадке. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.
При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе, в рамках акции «черная пятница», а также по любому событию к которому приурочена распродажа - потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара – в течение семи дней это регламентировано ч.4 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
При дистанционном способе продажи товара возврат технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения технически сложного товара бытового назначения у этого продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Напоминаем о том, что для потребителей создан и функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/). На этом сайте каждый может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Там же размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей. ГИР ЗПП содержит полезную для потребителей информацию о товарах, не соответствующих установленным требованиям, о результатах надзора территориальных органов Роспотребнадзора, а также судебную практику и справочник потребителя с наиболее актуальными вопросами и ответами.
В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, не только потребители но и хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели также могут обратиться в Территориальный отдел по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю за консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться по адресу: ул. Некрасова 37/43 г. Евпатория, 297412; адрес электронной почты: E-mail: TO_Evpatoriya@82.rospotrebnadzor.ru телефон:+79789191133
Информируем Представителей сферы бизнеса о том, что они могут обратиться в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю для получения консультаций, проведения профилактических визитов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" информируем, что хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели (изготовители, исполнители, продавцы, импортеры, уполномоченные организации могут пройти самообследование соблюдения обязательных требований по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/samoobsledovanie.php
Территориальный отдел по г. Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю.