Город в безопасности
Газеты, радио и телевидение постепенно теряют свою оперативность как средство информирования населения. Новое поколение получает новости через социальные сети, предпочитая быть на связи постоянно, поэтому и МЧС России все большее значение придает именно этому каналу распространения информации.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Во время различных стихийных бедствий и ЧС многие пользователи уже привыкли заходить в соцсети, чтобы там из уст специалистов узнать о происходящем, найти полезные в сложившейся ситуации номера телефонов, понять, как себя вести.
Интернет-ресурсы давно уже выполняют функцию источника, который обеспечивает наиболее оперативной информацией и к которому пользователи обращаются в первую очередь.
Функционал совместного проекта МЧС России, «Мэйл.ру групп» (к ним относится социальная сеть «Одноклассники») и «ВКонтакте» наладил прямую связь по предупреждению пользователей о надвигающейся ЧС, рассылку памяток о поведении в ЧС, информирование о точках работы МЧС России и т. д.
Обе соцсети имеют возможность определять геолокацию пользователей.
И поэтому те, кто находится в зоне ЧС, будут сразу же получать личное сообщение от чрезвычайного ведомства о том, что произошло, какие меры безопасности нужно предпринять, как себя вести, по каким телефонам получать информацию или вызывать помощь.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Когда происходит ЧС федерального масштаба, Национальный Центр Управления Кризисными Ситуациями (НЦУКС) выходит на Управление информирования населения (УИН) и сообщает, например:
«В связи с паводковой ситуацией в Вологодской области, МЧС России рекомендует телефоны для экстренной связи и уточнения информации: Горячая линия МЧС: 8(81738)2-01-52 (далее следуют все необходимые номера телефонов). Берегите себя!».
Предлагается через соцсети оповестить население, которое проживает на этой территории, о мерах безопасности, телефонах экстренной связи, пунктах сбора. УИН ставит соответствующим специалистам задачу, и те совместно с «Одноклассниками» и «ВКонтакте» формируют сообщение, делают выбор аккаунтов по геолокации (всех, кто приписал себе этот регион при заполнении профиля либо выходил там в Интернет за последние сутки) и производят рассылки.
То есть пользователям от официального аккаунта МЧС России приходит сообщение в ленту «Одноклассников» или через пуш-уведомление «ВКонтакте». И самое главное, что дальше люди под этим постом могут общаться с модераторами МЧС России и задавать любые вопросы.
Кстати, информация, которую пользователи выдают в своих комментариях, может оказаться важной и для спасателей. В частности, при отработке технологии в Вологодской области люди писали: «Мы находимся в таком-то доме, у нас никого не было, наших соседей спасают, а к нам не дошли». Соответственно, им сразу же отвечали, чтобы они не волновались и одновременно предпринимали все необходимые для спасения действия.
В среднем процесс доведения сообщения до пользователей занимает два часа. Когда происходит ЧС, специалисты МЧС России предупреждают сотрудников «Одноклассников» и «ВКонтакте», и покате отбирают аккаунты, в это время формируется текст сообщения.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЛАНЫ
На ЧС регионального уровня и предупреждения об опасности оповещение через соцсети пока не распространяется, но на дальнейшее такие планы есть.
Сейчас для этого существует смс-рассылка, которой занимаются главные управления МЧС России по субъектам РФ.
Подобное сотрудничество представляет собой уникальный опыт: впервые государственная организация — единая национальная служба спасения — воспринимает соцсети как метод доведения информации о ЧС до населения. То есть постепенно эти каналы начинают приравниваться к СМИ.
МЧС РОССИИ ОНЛАЙН
Министерство активно развивает различные проекты в сфере Интернета. И с каждым годом этот пласт будет только увеличиваться. Ведь это ко всему еще и непосредственная связь с населением без посредников и с возможностью общения.
Еще одна задача МЧС России в данной сфере — мониторинг средств массовой информации и интернет-пространства.
В министерстве используется несколько современных систем мониторинга и ежесуточно проводится анализ. В основном это связано с ЧС и их последствиями, как они устранялись.
Важное направление — развитие социальных сетей. Верифицированные аккаунты МЧС России существуют во всех популярных соцсетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, Facebook, «Инстаграм», «Живой журнал», YouTube. Недавно запустился канал в Telegram (со стикерами на тему пожарно-спасательного дела). Соответственно, работа здесь та же — информирование напрямую.
В последнее время упор делается на полезную информацию по безопасности жизнедеятельности: превалирующую часть контента составляют не новости министерства, а памятки по безопасности, советы и опыт профессионалов.
Весь контент при этом создается согласно тематическому медиаплану по сезонным рискам.
В планах — сделать трекинг при срабатывании кнопки: человек нажимает кнопку, сигнал поступает в ЕДДС, трекинг включается, диспетчер и спасательные службы начинают видеть геолокацию и передвижения человека.
Над всеми проектами работает большое количество людей. Основные задачи деятельности МЧС России в сети Интернет – собрать все активности воедино, а цель — наращивание аудитории, т. е. увеличение количества подписчиков в соцсетях.
Берегите себя!
Для справки: На базе Евпаторийского отделения "Учебно-методический центр по гражданской обороне и Чрезвычайным ситуациям Республики Крым" проводится обучение по программам повышения квалификации в области гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также по пожарной безопасности.
Наш адрес: г. Евпатория, ул. Интернациональная, 115 (Банк РНКБ со двора).
Вадим Худоерко – Преподаватель Евпаторийского отделения ГБОО ДПО «УМЦ по ГО и ЧС Республики Крым»