Участники ВЭД могут урегулировать спор с таможней без обращения в суд
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым Светлана Лужецкая обращает внимание участников внешнеэкономической деятельности на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда.
Возможность подачи в вышестоящий таможенный орган жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела таможенного органа или его должностного лица - действенный механизм разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений.
Сроки внесудебного рассмотрения жалобы значительно короче рассмотрения жалобы в судебном порядке. Так, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение 1 месяца со дня ее поступления в таможенный орган. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем заявителю направляется уведомление.
Обжалование действий (бездействия), решений должностных лиц таможенного органа регулируются главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Жалоба может быть подана в письменном либо в электронном виде в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия.
Статьей 300 Федерального закона № 289-ФЗ предусмотрена возможность подачи жалобы в таможенный орган в виде электронного документа, который должен быть подписан усиленной неквалифицированной либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
Подача жалобы в электронном виде (в том числе, взаимодействие заявителей с таможенными органами в электронном виде) осуществляется посредством использования информационного сервиса «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов» автоматизированной подсистемы «Личный кабинет», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Автоматизация и цифровизация процессов подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов в сфере таможенного регулирования направлены на повышение привлекательности и эффективности механизма досудебного урегулирования споров и призваны сделать их максимально удобными для участников внешнеэкономической деятельности.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым.