О нарушении прав потребителей при получении юридических услуг.

Последнее обновление: 14.04.2023, 10:44
О нарушении прав потребителей при получении юридических услуг.

Огромная проблема для системы юридической помощи и общества в целом - правовая безграмотность населения. У многих социально незащищенных людей нет представления о том, как действовать в той или иной сложной жизненной ситуации. Многие не знают, что государство готово им помогать, - и в результате нередко оказываются жертвами недобросовестных юридических компаний. Профессиональная юридическая помощь может потребоваться каждому человеку в разных жизненных ситуациях.

Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю поступают обращения о нарушении прав потребителей при получении юридических услуг. Суть обращений сводится к тому, что в результате оказания услуги, потребитель не получает того результата, который ожидал получить (или который ему был обещан устно). Важно понимать, что неудовлетворение результатом оказанной услуги (исходом дела) не является показателем качества услуги. Оказывая юридические услуги фирма не гарантирует стопроцентного результата. Решение по делу, руководствуясь нормативно-правовыми актами Российской Федерации и на основании материалов дела (предоставленные документы, вещественные доказательства, свидетельские показания и пр.), принимает суд.

Необходимо знать, о том, что право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано статьей 48 Конституции Российской Федерации.

Юристы, как правило, имеют узкую специализацию в своей отрасли права (гражданское, уголовное, финансовое, семейное, экологическое и т.д.). Если юрист утверждает, что является специалистом во всех отраслях права, то ему вряд ли можно доверять. Небольшие юридические фирмы тоже специализируются на разрешении вопросов в узком сегменте. Широкий спектр задач могут охватить очень крупные юридические компании с уже сформировавшейся и известной репутацией. Их услуги довольно дороги.

Знайте, что ни один юрист не будет Вам обещать гарантированный выигрыш в споре с оппонентом, особенно при разрешении такого спора в суде. Помните, что в каждой спорной ситуации есть слабые и сильные стороны, которые могут повлиять на результат.

При возникновении необходимости получения юридических услуг необходимо иметь представление о том, что такое юридические услуги. К юридическим услугам относятся:

-юридические консультации;

-составление юридических документов, включая претензии, требования, жалобы, заявления, исковые заявления в суд и пр.;

-обращение в суд от имени или в интересах потребителя;

-представление интересов потребителя в суде.

Кроме того, следует внимательно изучить рынок предложений доступных потребителю организаций, оказывающих юридические услуги. При выборе организации в сети Интернет с целью заключения договора об оказании юридических услуг, выясните:

- Представлена ли на сайте юридической компании информация о полном ее наименовании, с указанием организационно-правовой формы, ОГРН, ИНН. Проверьте государственную регистрацию юридической фирмы или индивидуального предпринимателя на сайте https://egrul.nalog.ru/;

- Как долго на рынке оказывает услуги данная организация специализируется ли данная организация именно в требуемой Вам отрасли права, какой опыт у ее сотрудников, ознакомьтесь с отзывами о ее работе.

- Сравните стоимость юридических услуг в разных компаниях, оказывающих соответствующие услуги.

Важно помнить, что не все оказываемые юридические услуги нужны для достижения положительного результата. Поэтому, лучше найти возможность проконсультироваться по спорному вопросу с несколькими юристами.

После выбора организации необходимо заключить договор на оказание юридических услуг.

Договор об оказании юридических услуги заключается в письменной форме и подписывается потребителем. Один экземпляр договора остается у потребителя. В договоре должно быть указано:

-полное наименование с указанием адреса и реквизитов исполнителя и заказчика;

-перечень и сроки оказываемых услуг, их начало и окончание это важно для того, чтобы исполнение договора не затянулось;

-стоимость каждой услуги и порядок оплаты;

-права и обязанности сторон;

-ответственность сторон по договору.

Исполнитель не вправе изменять условия договора, в том числе, стоимость услуг, без согласия потребителя.

Кроме того, запрещается оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

После подписания договора на любом этапе исполнения в случае обнаружения недостатков предоставленной услуги, в соответствии с положениями статьи 29 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

-безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (если это возможно в конкретной ситуации);

-возмещения понесенных расходов по устранению недостатков услуги третьим лицом;

-расторжения договора, если недостатки оказанной услуги не будут устранены или если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги.

К недостаткам предоставления юридических услуг могут быть отнесены:

-услуги не соответствующие цели обращения потребителя в юридическую организацию;

-навязывание дополнительных платных юридических услуг или введение в заблуждение относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления (например, составление проектов жалоб, заявлений в различные органы государственной власти, которые на самом деле потребителю не требуются или по факту бесполезны, поскольку составляются в произвольной форме, либо адресованы органам, не имеющим полномочий на рассмотрение конкретных вопросов, обозначенных в жалобе);

-включение в договор с потребителями недопустимых условий ущемляющих права потребителя, ограничивающих, их права или лишающих гарантий, предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» ( ст.16);

-недоведение при заключении договора до сведения потребителей необходимой и достоверной информации как о самой услуге, так и о ее цене (положения ст.ст.8-10) Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- исполнитель не является на судебное заседание в назначенное время;

-не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

-строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;

-разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

-не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т.д.

При нарушении сроков оказания услуг в соответствии с положениями ст.27 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; потребитель вправе по своему выбору:

-назначить исполнителю новый срок;

-поручить оказание услуг третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

-потребовать уменьшения цены за оказанную юридическую услугу;

-отказаться от исполнения договора об оказании юридических услуг;

-потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков оказания услуг;

При этом юридическая организация уплачивает потребителю неустойку в размере 3 % от цены услуги или общей цены договора, если цена услуги не определена за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от оказания юридических услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением договора. Однако, важно учесть, что фактически понесенные расходы должны быть подтверждены Исполнителем документами (например, если до отказа от услуг вам была оказана платная юридическая консультация и ее стоимость определена в заключенном договоре). Помните, что факт оказания некачественных юридических услуг необходимо будет обосновать и доказать.

В оценке качества оказанной правовой помощи может быть полезен ГОСТ Р 56877-2016 «Руководство по оказанию правовой помощи потребителям».

Напоминаем, что при возникновении вопросов или сомнений в качестве предоставляемых услуг, следует обращаться в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю через официальный сайт http://82.rospotrebnadzor.ru в разделе «Прием обращений граждан» или письменно в адрес Территориального отдела по г. Евпатории и Сакскому району по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Некрасова, 37/43, не забывая указать фамилию, имя, отчество и контактные данные (адрес, телефон, электронная почта), а также наименование организации предоставившей услугу.  

Все новости