Прокуратура напоминает

Прокуратура напоминает

Последнее обновление: 20.06.2024, 14:56
Прокуратура напоминает

Официальное опубликование нормативного правового акта имеет важное значение, поскольку именно с этого момента правовые нормы вступают в силу и приобретают обязательный характер для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской

Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 Nº 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон Nº 131-Ф3) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Конкретный порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3 статьи 47 Федерального закона Nº 131-Ф3).

Сегодня органы местного самоуправления все чаще включают в порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, признавая обнародование муниципального нормативного правового акта путем его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления достаточным для его вступления в силу.

Между тем, согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.05.2021 Nº 23-П, понятие «обнародование» - приводится как дополнение или пояснение к понятию «официальное опубликование», притом, что по своему содержанию эти категории не тождественны. Конституция Российской Федерации разграничивает категории «опубликование» и «обнародование» и не допускает того, чтобы закон или иной нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступил бы в силу после обнародования отличным от официального опубликования способом.

Нормы пункта 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 федерального-закона Nº 131-ФЗ, рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без, их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования. При этом, Конституционный суд Российской Федерации возложил обязанность на органы местного самоуправления не позднее чем через два года с момента вступления в силу вышеуказанного Постановления внести изменения в уставы муниципальных образований, сообразуясь с правовыми позициями, выраженными в Постановлении, и обеспечить официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов впредь в соответствии с ними.

Отдельно следует отметить особенность вступления в силу уставов муниципальных образований, муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в территориальных органах юстиции. С 7 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2020 Nº 411-Ф3

«О внесении изменений в Федеральный закон «государственной регистрации уставов муниципальных образований» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований уведомления о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предусмотренного частью 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 Nº 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Ранее опубликование (обнародование) вышеуказанных нормативных правовых актов осуществлялось главой муниципального образования в течение семи дней со дня их поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.


Все новости