Задачи ГО в современных условиях
Совершенствование системы гражданской обороны необходимо начинать с уточнения стоящих перед ней на данном этапе задач и обновления их формулировок.
В нынешних геополитических, экономических, природных и военно-стратегических условиях актуальность проблем гражданской обороны весьма возросла. Это обусловлено следующими факторами:
- обострением международной обстановки;
- применением в военных конфликтах новых видов оружия, изменением способов и методов ведения военных действий;
- ростом количества и масштабов природных и техногенных катастроф, связанных с изменением глобального климата на Земле и кризисом в экономике;
- активизацией международного и внутреннего терроризма.
Все это требует совершенствования гражданской обороны.
Вместе с тем, по опыту, органы управления, силы и средства гражданской обороны решают также задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей и от опасностей, возникающих при террористических актах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера. Причем эти мероприятия, как и другие, носят общегосударственный характер. В связи с чем, очевидно, термин «гражданская оборона» должен определяться так: «Гражданская оборона — система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, террористических актах и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера».
Соответственно изменения в трактовке термина «гражданская оборона» требуют корректировки ее задач, указанных в федеральном законе № 28-ФЗ.
Согласно ему, основными задачами в области гражданской обороны являются:
- подготовка населения по ГО;
- оповещение его об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие них, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим ее видам;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие их, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие их, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие их;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие их, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие их, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Анализ показывает, что среди перечисленных не учтены задачи:
- по медицинскому обеспечению населения,
- обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики при военных конфликтах, террористических актах и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера.
Кроме того, некоторые задачи отражают только отдельные элементы более полных задач по защите населения, материальных и культурных ценностей.
Например:
- из мероприятий инженерной защиты предусмотрено лишь предоставление населению средств коллективной защиты, но отсутствуют мероприятия по защите от наводнений, селей, схода лавин, проделыванию проходов в завалах, разбору последних и др.
- задачи по радиационной, химической и биологической защите населения не предусматривают меры по нейтрализации радиационных, химических и биологических угроз, предупреждению и снижению их рисков, дозиметрическому контролю населения, его йодной профилактике и т. д.
К задачам гражданской обороны, очевидно, целесообразно отнести и вопросы обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Конечно, изменение содержания задач гражданской обороны повлечет за собой комплекс мероприятий нормативно-правового и организационного характера. Они могут быть выполнены в ходе реализации Основ государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2030 г.
Следует отметить, что ранее, когда гражданская оборона решала задачи только по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие их, она считалась составной частью обороны страны (Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ) и относилась к ведению Российской Федерации.
В современных же условиях ее мероприятия носят все больше гуманитарный характер как в военное, так и в мирное время. Ее задачи на всех уровнях решаются едиными органами управления, в большей части одними и теми же силами. То есть она, по сути, стала предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.
Для справки: На базе Евпаторийского отделения "Учебно-методический центр по гражданской обороне и Чрезвычайным ситуациям Республики Крым" проводится обучение по программам повышения квалификации в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а также по пожарной безопасности.
Наш адрес: г. Евпатория, ул. Интернациональная, 115 (Банк РНКБ со двора).
Вадим Худоерко – Преподаватель Евпаторийского отделения ГБОО ДПО «УМЦ по ГО и ЧС Республики Крым»