Всемирная неделя качества
Право на качество товара, работы услуги есть у каждого потребителя.
Право потребителя на качество товаров, работ или услуг есть у каждого потребителя и регламентировано ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» Право потребителя на безопасность товаров, работ или услуг регламентировано статьей 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Права потребителей при обнаружении недостатков товаров закреплены в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», права потребителей при обнаружении недостатков выполненных работ, оказанных услуг регламентированы положениями статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Кроме того, требования в отношении качества и безопасности товаров, работ (услуг) содержатся в Технических регламентах Таможенного союза, обязательных к применению на территории Российской Федерации, общие требования при заключении договора о продаже товаров оказании работ и услуг регламентируются статьей 309 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из преамбулы Закона РФ от 07.02.1992 г., N 2300-1 «О защите прав потребителей» - недостаток товара (работы, услуги) это его несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется; или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) это: неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» право потребителя на качество реализуемых товаров, оказания работ, предоставляемых услуг:
– означает, что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).
Качество товара, работы, услуги должно соответствовать:
- условиям договора (если в договоре есть условие о качестве);
- обычно предъявляемым требованиям и пригодным для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
- конкретным целям приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), которые заранее были известны продавцу (исполнителю).
Права потребителя при обнаружении недостатков приобретенных товаров регламентированы статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», так при выявлении недостатков приобретенных товаров потребитель имеет право
- замены товара ненадлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
При продаже товара по образцу и (или) описанию качество товара (работы, услуги) должно соответствовать образцу и (или) описанию.
Если законами в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В территориальный отдел по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю обращаются потребители, столкнувшиеся с приобретением некачественных товаров, либо некачественным выполнением работ или оказанием услуг. Всем обратившимся оказывается консультативная помощь, разъясняются их права в соответствии с законодательством РФ в данной области, оказывается помощь в составлении письменных претензий к продавцам (исполнителям) в целях восстановления нарушенных прав потребителей.
За 9 мес. 2023 г. в территориальный отдел по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю поступило 61 обращение от граждан в сфере защиты прав потребителей по вопросу розничной торговли непродовольственными товарами, предоставления услуг ненадлежащего качества. По результатам рассмотрения обращений были даны разъяснения, предоставлена консультативно-правовая помощь, составлено 38 досудебных претензий, 29 конфликтных ситуаций разрешено на стадии досудебного разбирательства.
Очень важно не бояться отстаивать свои права потребителя и вовремя обращаться в территориальные органы Роспотребнадзора за разъяснением своих прав и помощью в защите.
Напоминаем о том, что для потребителей создан и функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/). На этом сайте каждый может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Там же размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей. ГИР ЗПП содержит полезную для потребителей информацию о товарах, не соответствующих установленным требованиям, о результатах надзора территориальных органов Роспотребнадзора, а также судебную практику и справочник потребителя с наиболее актуальными вопросами и ответами.
Информируем Представителей сферы бизнеса о том,что они могут обратиться в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю для получения консультаций, проведения профилактических визитов.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" информируем, что хозяйствующие субъекты или индивидуальные предприниматели (изготовители, исполнители, продавцы, импортеры, уполномоченные организации могут пройти самообследование соблюдения обязательных требований по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/samoobsledovanie.php
В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, не только потребители но и хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели также могут обратиться в Территориальный отдел по городу Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю за консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться по адресу: ул. Некрасова 37/43 г. Евпатория, 297412; адрес электронной почты: E-mail: TO_Evpatoriya@82.rospotrebnadzor.ru телефон:+79789191133
Территориальный отдел по г. Евпатории и Сакскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю