Защита прав потребителей - приоритетное направление деятельности специалистов Территориального отдела Мержрегионального упрвления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю по Западному Крыму
Права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, а их охрана − одним из приоритетных направлений государственной политики. Законодательство в данной сфере отношений постоянно совершенствуется, появляются новые механизмы правовой защиты.
Вместе с тем, количество дел по спорам о защите прав потребителей остается неизменно высоким, появляются новые прецеденты, что свидетельствует о востребованности судебной формы их защиты. Обеспечение должного уровня такой защиты является важной задачей правосудия, выполнению которой способствует работа над качеством принимаемых судами решений, однозначностью толкования и применения норм права. Продолжение обобщения судебной практики обозначено в качестве одного из приоритетных направлений реализации целей Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
11.02.2022 года потребитель заключила договор с турагентом по реализации туристического продукта по условиям договора Ответчиком взяты на себя обязательства по предоставлению путешествия и отдыха в отеле в г.Хургада Египет, с предоставлением перелета по пути следования Сумма по договору составила 63 000 рублей. Истец оплатила Ответчику всю сумму в полном объем путем предоплаты. После окончания срока путевки Истец столкнулась с тем, что не может вылететь домой, так как имени Истца не оказывалось в списках вылетающих лиц формировавшихся сотрудниками Ответчика. Таким образом, Истец самостоятельно приобретала билеты в Российскую Федерацию затратила дополнительные средства на вынужденное проживание в Египте, дополнительные средства на оплату багажа, вынужденно понесла дополнительные расходы по оплате сотовой связи. Вынужденное несение дополнительных расходов Истец понесла по вине недобросовестных действий Ответчика.
Истцом был соблюден претензионный порядок в адрес Ответчика о возврате денежных средств за вынужденно понесенные расходы, в ответ на претензию Ответчик разъяснил что возврат денежных средств за приобретенные авиабилеты ей должны предоставить в авиакомпаниях, так как были отмены рейсов. Истец указывает, что отмены рейсов не было, а вылет она не могла осуществить по причине отсутствия ее имени в списках вылетающих лиц. Таким образом, оплаченная в полном объеме услуга не только не была добросовестно предоставлена Ответчиком, но при предоставлении услуги Истец была введена в дополнительные расходы. Отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя вынудил ее обратиться в суд за защитой своих прав. Определением Евпаторийского городского суда от 23.01.2024 к участию в деле привлечено Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю.
21.02.2024 года Специалистами Территориального отдела по Западному Крыму Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю было подготовлено заключение по делу в целях защиты потребителя и направлено в суд. Позже в суд были предоставлены разъяснения турагента, из которого следует что Ответчиком были выполнены обязательства в полном объеме. На поданные возражения Оветчика специалистом Территориального отдела по Западному Крыму высказана позиция того, что права потребителя Ответчиком грубо нарушены и исковые требования подлежат удовлетворению.
26.03.2024г. Суд, рассмотрев все имеющиеся доказательства по гражданскому делу, в том числе заключение и пояснения данное специалистом Территориального отдела по Западному Крыму Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю решил исковые требования потребителя удовлетворить. Обязать Ответчика выплатить Истцу убытки понесенные истцом по вынужденному проживанию за границей, затраты на сотовую связь в связи с вынужденным пребыванием сверх срока путевки, транспортные расходы. Кроме того, обязать Ответчика выплатить Истцу неустойку за просрочку законного требования потребителя, упущенную выгоду в связи с отсутствием на рабочем месте, а также моральный вред.
Существует действенный механизм защиты прав потребителей и при нарушении обязательств по Договору подряда например, по предоставлению услуг по проведению земляных работ.
28.08.2023 года между Истцом и Ответчиком через контакты в объявлении на веб-сайте была заключена договоренность о проведении экскаваторных работ по выкапыванию ямы на земельном участке Истца. 30.08.2023 года к участку Истца подъехал сотрудник Ответчика и в процессе маневрирования на участке совершил наезд на установленную канализационную систему, в результате чего была раздавлена установка очистки и обезвреживания бытовых сточных вод и приведена в негодность примыкающая дренажная система. Истцом были предприняты попытки в досудебном урегулировании спора, которые не увенчались успехом. Истец, вынужден был обращаться к Исполнителю, в ОМВД, кроме того, 03.10.2023 направлял письменную претензию Ответчику, ответа на претензию не последовало и вред причиненный Истцу не возмещен, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.
Определением Евпаторийского городского суда к участию в деле привлечено Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю. Специалистами Территориального отдела по Западному Крыму
Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю были изучены материалы дела по результатам подготовлено заключение по делу в целях защиты потребителя и направлено в суд. Возражений и пояснений контррасчетов по возмещению причиненного вреда Истцу от Ответчика не поступало.
19.03.2024 года Решением Евпаторийского городского суда Ответчик обязан к выплате в пользу Истца ущерба в размере 60 000 рублей, штрафа за нарушение прав потребителей в размере 32 500 рублей, а также морального вреда в размере 5000 рублей.
Потребители не всегда могут четко мотивировать свои требования, ссылаются на неправильные статьи законов, а иногда необоснованно обвиняют ответчиков в предоставлении недостоверной информации и других нарушениях своих прав. Перед походом в суд стоит консультироваться с практикующим в данной отрасли права специалистом, это увеличит вероятность положительного решения, либо просто сэкономит время. Для многих потребителей поход в суд вызывает страх и ступор из-за сложности и поведения продавцов товаров и услуг, которые внушают, что потребитель ничего не добьется. Однако, как показывает практика, суд крайне часто встает на сторону потребителя. При этом, потребителю необходимо также знать о том, что для удовлетворения требований потребителя необходимо соблюдать требования по предоставлению доказательств своих нарушенных прав. Так, если потребителем заключен договор подряда на ремонтные/строительные работы, в Договоре должны быть четко прописаны: объем, перечень, стоимость и сроки работ и услуг. Кроме того, в Договоре должны быть реквизиты Исполнителя и Заказчика.
Защита потребителей является приоритетным направлением в работе органов Роспотребнадзора. Напоминаем о том, что для потребителей создан и функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/). На этом сайте каждый может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Там же размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей. ГИР ЗПП содержит полезную для потребителей информацию о товарах, не соответствующих установленным требованиям, о результатах надзора территориальных органов Роспотребнадзора, а также судебную практику и справочник потребителя с наиболее актуальными вопросами и ответами.
Консультирование граждан по вопросам соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей продолжается в ходе непосредственной работы с обращениями граждан по адресу Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю по телефону 8 (978) 91-91-124, в консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе Севастополе» по телефону + 7 (3652) 27-00-16, Для жителей г.Евпатории, Сакского и Первомайского районов по адресу: ул. Некрасова 37/43 г. Евпатория, 297412; адрес электронной почты: E-mail: TO_Evpatoriya@82.rospotrebnadzor.ru
телефон:+79789191133
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым