Административная ответственность должностных лиц органов контроля за нарушения прав предпринимателей при осуществлении контрольных функций

Административная ответственность должностных лиц органов контроля за нарушения прав предпринимателей при осуществлении контрольных функций

Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В то же время, действующим законодательством РФ, наравне с дисциплинарной ответственностью, предусмотрена административная ответственность должностных лиц органов контроля (надзора) за нарушение порядка организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Так, частью 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре)» предусмотрен исчерпывающий перечень нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре), влекущих административную ответственность, а именно:

  1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
  2. Нарушение сроков проведения проверки;
  3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
  4. Непредставление акта о проведенной проверке;
  5. Привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан.
  6. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
  7. Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.
  8. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.

К данной категории нарушений следует отнести плановые проверки, проведенные до истечения 3-х летнего срока со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Кроме того, к данной категории нарушений следует отнести проверки, проведенные должностными лицами до истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

В эту же группу входят незаконные проверки, проведенные по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, которые заведомо не содержат сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо наступлении таких последствий.

  1. Нарушение сроков проведения проверки.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения выездной или документарной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Превышение указанных сроков влечет ответственность по анализируемой статье КоАП РФ.

  1. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Закона, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены два основания согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а именно поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, проведение внеплановой выездной проверки хозяйствующего субъекта без согласования с органами прокуратуры в тех случаях, когда такое согласование требуется, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.6.1 КоАП РФ.

  1. Непредставление акта о проведенной проверке.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора). В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора). В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

  1. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.

Федеральным законом № 294-ФЗ не допускается привлечение органами контроля (надзора) к проверке не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, которые устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций в качестве экспертов, экспертных организаций при проведении надзорными органами мероприятий по контролю. В соответствии с указанными Правилами аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет.

Таким образом, привлечение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций образует состав рассматриваемого административного правонарушения.

  1. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки, по общему правилу, проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года, указанные планы проверок размещаются в сети Интернет.

Таким образом, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок является грубым нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ и в силу ст. 20 названного Закона влечет недействительность результатов проверки.

  1. Проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля

В соответствии со ст. 14 Закона о проверках проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 г. N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп.). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Заверенная печатью копия такого распоряжения или приказа вручается под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Кроме того, ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 указанной статьи.

При определении повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, следует исходить из смысла п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторным совершением административного правонарушения считается совершение аналогичного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

И последнее, следует обратить внимание, что только прокурор имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 19.6.1. КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, в случае нарушения Ваших прав со стороны должностных лиц контролирующих органов при осуществлении последними контрольных функций Вы имеете право обратиться в прокуратуру г. Евпатории (ул. Гоголя 5/8) для восстановления нарушенных прав и привлечения виновных лиц к ответственности.

 

 

Помощник прокурора г. Евпатория                                       И.О. Слободянюк

Воспользуйтесь поиском для быстрого доступа к необходимой информации на официальном информационном сайте города.

Мы в социальных сетях

Вы можете следить за событиями в городе через новостные ленты социальных сетей.
297408 , Российская Федерация, Республика Крым, г. Евпатория, пр. Ленина, д.2
Перепечатка и использование материалов только с использованием активной гиперссылки на my-evp.ru
Яндекс.Метрика участник конкурса Золотой Сайт МСУ